Родившийся в 1957 году в шведском городе Буросе Ларс Тунбьёрк вошёл в историю как один из самых значимых европейских фотографов. На большинстве его снимков в равных пропорциях смешались ирония, теплота и щепотка сюрреализма. Для проекта «Landet utom sig» («Страна вне себя») Тунбьёрк снимал, разъезжая по Швеции с 1988 по 1995. Он фотографировал супермаркеты, вечеринки, улицы небольшого городка, парки аттракционов, бензоколонки, ТВ-шоу, пейзажи, еду.
Отбирая изображения для книги, часть он отбросил, посчитав либо слишком безобразными либо излишне красивыми, либо слишком нелепыми. Эти незадействованные снимки Тунбьёрк позднее объединил в серию «Я люблю Бурос».
Заглядывая в региональные офисы Швеции, Франции, Японии или США, он видел то, чего не замечет большинство. Конторы с хаотичной организацией пространства, засилье машин и усталость людей. И даже Каннский кинофестиваль, который шведский фотограф освещал в 2007 году, в его объективе лишён привычных образов. Вместо позирующих знаменитостей на красной дорожке Тунбьёрк предлагает взглянуть на крупнейший кинематографический форум в своём причудливом стиле. В его фотоотчёте мечущиеся среди вспышек звёзды, известные и случайные люди, суетящиеся и спешащие по своим делам.
Экономическую тему Тунбьёрк продолжил фотоциклом «Покупатели Китайской Республики» (2011). Он создавал эту серию в период, когда в Китае наблюдался безумный рост потребительских расходов, поощряемый правительством. Обогнав США и заняв второе место в мире (после Японии) по объёму приобретаемых предметов роскоши, Китай обрастал торговыми центрами, универмагами, свадебными салонами и полями для гольфа, где толпы граждан жаждали проститься со своими доходами.
В период с 2004 по 2007 год Ларс Тунбьёрк путешествовал по Швеции, пытаясь уловить настроение, которое задавали бесконечные скандинавские зимы, и психическое состояние жителей Северной Европы в это мрачное время года. Из проекта выросла фотокнига «Зима» (Vinter, 2007).
На фотографиях из сборника не только заснеженные детские площадки, улицы и дома, но и интерьеры кафе, ресторанов и магазинов, люди в своих домах, на работе или на вечеринках. Эта серия отличается по тону, цветовому диапазону и темпераменту от предыдущих работ, но стиль по-прежнему узнаваем.
Признаком положения и влияния Ларса Тунбьёрка можно считать устоявшееся шведское выражение «Tunbjörkare» или «Tunbjörkland», что означает образ или место с определёнными качествами, снимок, отражающий абсурдные повседневные наблюдения и критический взгляд на жизнь.
#chaosss_art